Saturday, April 3, 2010

Счетная палата Российской Федерации о ЮНИАСТРУМ БАНКЕ

Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 15 мая 2009 года № 24К (661) «О результатах контрольного мероприятия « Проверка эффективности в 2008 году действующего законодательства и нормативной правовой базы о финансовом рынке и рынке ценных бумаг в целях стабилизации финансовой системы
в Федеральной службе по финансовым рынкам и Министерстве финансов Российской Федерации (по запросу)»:


Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.12.3 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2009 год (переходящий из Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2008 год, пункт 3.4.31).


Проведенный в ходе проверки выборочный анализ отчетности ОАО «ЮТРЕИД.РУ»,
деятельность которого привела к потере его клиентами ценных бумаг и денежных
средств, находящихся на специальных счетах компании, показал, что на протяжении
2008 года показатели, характеризующие финансовое состояние организации, имели
значения ниже, чем основания для признания структуры баланса удовлетворительной,
а предприятия платежеспособным согласно утратившему силу постановлению Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 731 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».


Приказом ФСФР России от 13 ноября 2007 года № 07-107/пз-н утвержден административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора (далее - Административный регламент
по контролю и надзору).


Однако Административный регламент по контролю и надзору определяет только
сроки и последовательность действий (административных процедур) ФСФР России при проведении проверок (контрольно-ревизионных мероприятий) организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России. Положениями Административного регламента по контролю и надзору не определены порядок, сроки
и последовательность действий ФСФР России и ее территориальных органов при проведении мероприятий по выполнению других контрольно-надзорных функций, возложенных на ФСФР России.


Так, структурные подразделения центрального аппарата ФСФР России по своим направлениям деятельности самостоятельно выбирают порядок действий по проверке
отчетности организаций и принятию решений в случае выявления ими нарушений требований действующего российского законодательства.


В ходе проверки установлены факты непредставления участниками рынка в ФСФР России всей информации, необходимой для включения в отчетность. Так, в ходе анализа отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг - ООО «Коммерческий банк «Юниаструм Банк» (далее - Юниаструмбанк), ОАО «Кит Финанс Инвестиционный банк» и ОАО «ЮТРЕЙД.РУ» - установлено, что представляемые ими в течение года утвержденные формы отчетности в нарушение требований российского законодательства были заполнены не полностью.


Представляемая в ФСФР России участниками рынка отчетность хранится в Хранилище отчетности. Изучение в ходе проверки возможности работы с Хранилищем показало, что отсутствие комплексной автоматизированной системы анализа отчетности не позволяет проводить простейший (например, по конкретному параметру - количество
клиентов или кредиторская задолженность по всем отчетам) и комплексный анализ отчетности, в том числе на предмет эффективности деятельности компаний, размера долговой нагрузки, количества сомнительных операций. Аналитическая работа проводится
вручную с использованием MS Excel и MS Word и требует больших временных затрат.
Работа Хранилища нестабильна, а региональные отделения ФСФР России не имеют доступа к Хранилищу отчетности.


ФСФР России в целях контроля за деятельностью управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов была утверждена обязательная для представления
в ФСФР России последними форма отчета о сделках по продаже ценных бумаг по цене
ниже рыночной и сделках по покупке ценных бумаг по цене выше рыночной.


Проверкой установлено, что порядок проведения контрольных мероприятий по
проверке содержащихся в отчетах сведений и сделок ФСФР России не разрабатывался.
Контрольные мероприятия в проверяемом периоде по данному направлению деятельности ФСФР России не проводились.


Таким образом, деятельность управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов в части, касающейся определения стоимости реализации и приобретения
ценных бумаг, со стороны ФСФР России не контролируется.


В ходе проверки проведен выборочный анализ материалов о проводимых ФСФР России контрольно-надзорных мероприятиях в отношении вышеуказанных двух профессиональных участников рынка ценных бумаг.


В результате было установлено, что при проведении данных мероприятий ФСФР
России неоднократно грубо нарушались требования российского законодательства
в части, касающейся привлечения участников рынка к ответственности за допущенные нарушения.


В частности, в связи с многочисленными жалобами клиентов на нарушения в процессе осуществления деятельности по управлению ценными бумагами ФСФР
России была проведена камеральная проверка Юниаструмбанка на предмет соблюдения требований законодательства.


В ходе указанной проверки в деятельности Юниаструмбанка были выявлены нарушения законности при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами, которые отражены в акте камеральной проверки ФСФР России от 5 октября 2008 года № 08-56/а-ДСП. В этой связи ФСФР России издан приказ от 9 декабря 2008 года № 08-3040/пз-и о приостановлении действия выданной Юниаструмбанку лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на срок до 10 марта 2009 года, и направлено предписание от 12 декабря 2008 года № 08-ЕК-04/27556 об устранении
выявленных нарушений.


Решение ФСФР России о приостановлении действия лицензии, а также предписание ФСФР России Юниаструмбанком в судебном порядке обжалованы не были.


Фактически признавая допущенные нарушения, Юниаструмбанк принял на себя
обязательства по их устранению и представлению документов, подтверждающих
выполнение предписания ФСФР России, в срок до 31 декабря 2008 года, а также ходатайствовал о досрочном возобновлении лицензии (письмо Юниаструмбанка от
15 декабря 2008 года).


Юниаструмбанк направил в ФСФР России письмо от 25 декабря 2008 года
№ 11997 об устранении указанных в предписании нарушений с приложением № 1 наоптическом носителе, содержащем информацию о сделках с ценными бумагами
только по сентябрь 2008 года.


Указанное письмо было не только зарегистрировано Управлением делами ФСФР
России, но и по представленным документам начальником Управления организации
и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг
25 декабря 2008 года вынесено положительное заключение, которое в этот же день
было рассмотрено на совещании у руководителя ФСФР России, и в тот же день -
25 декабря 2008 года - был издан приказ ФСФР России № 08-3293/пз-и о возобновлении Юниаструмбанку действия лицензии на осуществление деятельности по
управлению ценными бумагами.


Анализ предписания ФСФР России и отчета Юниаструмбанка об устранении выявленных нарушений позволяет сделать вывод о том, что нарушения законности в деятельности банка по управлению ценными бумагами, послужившие основанием для
приостановления действия лицензии, в полном объеме устранены не были.


В соответствии с пунктом 6.7 порядка лицензирования видов деятельности на
рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 6 марта 2007 года
№ 07-21/пз-н, и пунктом 23.2.2 Административного регламента по контролю и надзору
возобновление действия лицензии возможно только после представления в ФСФР России профессиональным участником рынка ценных бумаг отчета, свидетельствующего о
полном устранении всех выявленных недостатков.


Решение о возобновлении Юниаструмбанку действия лицензии на осуществление
деятельности по управлению ценными бумагами было принято в нарушение порядка
лицензирования видов деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом
ФСФР России от 6 марта 2007 года № 07-21/пз-н, Административного регламента по
контролю и надзору и раздела 3.8 административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного
приказом ФСФР России от 21 августа 2007 года № 07-90/пз-н.


Действия должностных лиц ФСФР России по принятию решения о возобновлении
Юниаструмбанку действия лицензии имеют признаки использования ими служебных
полномочий вопреки интересам службы, что повлекло существенное нарушение прав и
законных интересов граждан и организаций - клиентов и вкладчиков Юниаструмбанка,а также охраняемых законом интересов общества и государства, то есть содержат признаки уголовно наказуемого деяния и иных коррупционных проявлений.


Для проверки и обеспечения принятия необходимых мер реагирования и процессуальных решений Счетной палатой Российской Федерации направлено соответствующее
письмо в ФСБ России от 16 апреля 2009 года № 01-622/06-04 ДСП.


Аудитор Счетной палаты Российской Федерации В. П. ГОРЕГЛЯД



ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ДОКУМЕНТА

Дополнительно:
Юниаструм банк - Банк Кипра результаты управления ОФБУ "Премьер"

УБЫТКИ ДО 97.9%

Странички с решениями судов против Юниаструм банка



ФОРУМ ПОСТРАДАВШИХ В ФОНДАХ ЮНИАСТРУМ БАНКА (БОЛЕЕ 25000 ЧЕЛОВЕК)

No comments:

Post a Comment